Ярославский вокзал пассажирский терминал железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Ярославская, один из девяти
железнодорожных вокзалов Москвы, крупнейший по объёму перевозок, ежесуточно обслуживающий более 300 поездов.
Ярославский вокзал связывает Москву с районами Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока (здесь начинается самая длинная в мире Транссибирская железнодорожная магистраль Москва Владивосток длиной 9302 км), а также со столицами Китая, Монголии, КНДР. Также Ярославский вокзал принимает часть пассажиропотока Нижегородского направления
Курского вокзала по соединительной ветке Фрязево Мытищи (с 1978 г.).
Рядом с Ярославским вокзалом расположен наземный павильон станции метро «Комсомольская»,
Казанский вокзал и
Ленинградский вокзал, платформа Каланчёвская Курского, Рижского и Смоленского направлений МЖД.
Ярославский вокзал имеет 16 путей, 6 из которых обслуживают поезда дальнего следования, 2 поезда «Спутник», 8 остальные пригородные электропоезда.
В 1862 году между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас
Ленинградский вокзал) был построен маленький железнодорожный вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 года ходили лишь до Сергиева Посада. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км).
В 1902—1904 Ф.О. Шехтелем построено новое здание жд вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера.
Перрон Ярославского вокзала построен в 1910-х годах по проекту Л.Н. Кекушева. При реконструкции вокзала в 1965—1966 годах со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.
В 1995 году закончилась вторая реконструкция Ярославского жд вокзала, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшими пассажиропотоками. В результате перепланировки внутренних помещений высвободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров, более удобно расположены 35 билетных жд касс, для чего кассовый зал вынесен на первый этаж, а освободившаяся площадь (1,5 тыс. кв.м) переоборудована под зал ожидания; отремонтированы галерея, колонный зал; заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения, электронная информационная система.